Рецепт отличного уик-энда - семья, машина и поездка в Бородино Рецепт отличного уик-энда - семья, машина и поездка в Бородино

Рецепт отличного уик-энда - семья, машина и поездка в Бородино

Принято считать, что действительно интересное автомобильное путешествие обязательно должно быть долгим. То есть, чтобы на несколько дней (а лучше недель), чтобы через границу (желательно, не через одну), чтобы циферки одометра, отсчитывающего пробег, не раз, не два и не три раза преодолели рубеж в 1000 км.

Вид на Триумфальную арку из салона ŠKODA OCTAVIA

Многие почему-то уже не верят, что реально интересное и захватывающее можно найти в сотне с небольшим километров от родного двора.

Серебристая ŠKODA OCTAVIA с пассажирами возле памятника

Мнение это настолько укоренившееся и убедительное, что я и сам в нем утвердился. Пока,однажды вечером, Настя, придя из школы, вдруг не выдала:
«Пап, а где находится Бородинское поле? Это далеко? Надо на самолете лететь? Нам тут по истории задали...»

Водитель за рулем ŠKODA OCTAVIA

– Зачем самолет, малыш, если у нас есть ŠKODA?! – сам себе удивился, ощутив желание посвятить ближайшую субботу автомобильной экскурсии.

Школьная программа и помощь в ее освоении – это святое. Особенно, если речь о твоем ребенке. Но, планируя поездку, я испытывал едва ли не большее нетерпение и азарт, нежели Настя – «виновница торжества».

Ребенок в багажнике серебристой ŠKODA OCTAVIA на Бородинском поле

Вообще неудобно: дожил до седых волос, и ни разу не видел Бородинское поле. История и судьба всей России вершились здесь дважды в ходе кровопролитных сражений. Тем более, что поездка по маршруту Москва-Бородино на машине займет всего-навсего полтора часа. Какие еще могут быть сомнения – едем!

Вид на московскую улицу из салона ŠKODA OCTAVIA

Бородинское поле: где находится? Как доехать?

Итак, стали выяснять, как доехать до Бородинского поля из Москвы. Оказалось, что сама деревенька Бородино очень маленькая. Настолько, что навигатор по умолчанию подставляет в пункт назначения «другое Бородино» – местечко в городском округе Мытищи, всего в трех километрах от МКАД. Но нас так просто не проведешь! Ищем на карте Бородино в Можайском районе и начинаем процесс стратегического планирования. Без этого нельзя ни в генеральном сражении, ни в семейной поездке. Вообще-то, до пункта назначения можно без проблем добраться на поезде через Можайск. От Белорусского вокзала всего час с небольшим. Однако есть одно «но». Вернее, даже несколько. Во-первых, далековато от Можайска Бородинское поле: как доехать – на местной электричке или на автобусе – придется разбираться на месте. Не слишком удобно. Во-вторых, само словосочетание «Бородинское поле» – это, по сути, фигура речи. В том смысле, что полем его может назвать только тот, кто тут ни разу не был и не представляет его масштабов.


Заповедник «Бородинское поле» на самом деле представляет собой огромное пространство общей площадью свыше 100 квадратных километров! Весьма примечательный ландшафт местности, который и побудил главнокомандующего русских войск Михаила Илларионовича Кутузова дать генеральное сражение Наполеону именно здесь, включает и равнинные участки, и холмы, и труднопроходимые (особенно для кавалерии) леса, и овраги. Словом, рельеф средней полосы России в миниатюре. Бери и изучай.

Семья в Бородино на фоне серебристой ŠKODA OCTAVIA

Музей-заповедник «Бородинское поле», где находится свыше 50 памятников участникам и событиям двух Отечественных войн, не обойти пешком. И ноги стопчешь, и ничего толком не увидишь.

ŠKODA OCTAVIA с пассажирами на подступах к Бородинскому полю

В путь!

В дорогу отправились с самого утра – световой день осенью довольно короткий, а посмотреть хочется успеть если не все, то многое. Сами сборы были нехитрыми. В огромный багажник OCTAVIA играючи поместились корзина с сандвичами, пара дождевиков (осадки, вроде, не обещали, но на всякий случай), переносной холодильник. Еще и осталось свободное место для фотоштатива, который я закрепил фиксирующими застежками – чтобы в поворотах не «летал» по багажнику. По привычке беру с собой в дорогу большую бутылку минералки без газа и... несколько упаковок кофе.
А что тут странного, впрочем? В дороге и на свежем воздухе с эспрессо всегда веселее. И зачем покупать кофе на заправках, если в каталоге ŠKODA я давно присмотрел фирменную переносную кофемашину? Очень удобная штука, уж поверьте.
Все готово. Экипаж занял места в салоне – детское кресло с креплениями стандарта ISOFIX мгновенно встает на свое место, в навигационную систему Columbus вбит искомый пункт назначения. Пора в путь!

По следам Наполеона и Кутузова

Отправляясь к месту главного сражения Отечественной войны 1812 года, первую остановку имеет смысл сделать еще в Москве. Конечно же, у Триумфальных ворот на Кутузовском проспекте. Справа по ходу движения памятник Михаилу Кутузову и Музей-панорама «Бородинская битва» с грандиозным батальным полотном работы Франца Рубо. Левее – место, где когда-то возвышался холм Поклонной горы – именно там, если верить общепринятой исторической хронологии, Наполеон ждал ключей от «покоренной» Москвы. Так и не дождался, разумеется...

Монумент на Бородинском поле

Все настолько привыкли отождествлять Триумфальные ворота именно с Кутузовским проспектом, что сложно и поверить – изначально они находились совершенно в другом месте. Рядом с Белорусским вокзалом! Летом 1936 г., во время реконструкции вокзальной площади, арку разобрали, а сегодня на Кутузовском горделиво высится высокоточная копия оригинала.
Итак, Бородинское поле. Музей-заповедник. Как доехать на автомобиле? Есть разные способы, но самый простой выглядит так. Выезжаешь на трассу М-1 и… вся наука. Дальше многие едут через Можайск, но быстрее и удобнее держаться основной трассы, а на 123-м километре повернуть направо у деревни Артёмки. Отсюда до цели уже рукой подать.

Километровый столб показывает расстояние от Москвы до Бородина

Километры пути наша OCTAVIA будто не замечает. Здесь за рулем не работаешь, а отдыхаешь. Причем даже больше, чем сочетание тяговитого мотора 1,4TSI и стремительно перебирающей семь передач преселективной автоматической коробки, подкупает подвеска – идеальный баланс между комфортом и управляемостью. С одной стороны, Настю – уж на что чувствительный ребенок! – еще ни разу не укачивало, с другой – машина идеально держит дорогу, а скорость совсем не ощущается.
Здорово, что круиз-контроль позволяет заранее выставлять скоростной потолок и не бояться столкновения с идущим впереди автомобилем. Эргономика, простор салона и его удобство — это вообще отдельная статья: недаром OCTAVIA считается одним из лидеров класса по этим показателям. Такие удобные «фишки», как USB-зарядка в заднем подлокотнике или возможность прослушивать аудиокниги с помощью системы Smartlink+, превращают просто хороший автомобиль в идеально продуманное персональное пространство на колесах. Вот уж действительно Simply Clever!

Водитель за рулем ŠKODA OCTAVIA

И вот мы уже у здания Бородинского музея – идеального места для начала экскурсии. Буквально через дорогу находится главный памятник на Бородинском поле – монумент героям Бородина. Заложенный в 25-ю годовщину битвы, он стоит на месте, где героически держала оборону артиллерийская батарея генерал-лейтенанта Раевского. Здесь же в июле 1839-го были захоронены останки князя Петра Ивановича Багратиона, смертельно раненного в битве при Бородино.

Спасо-Бородинский женский монастырь

Впрочем, мест, обязательных к посещению, здесь не перечесть. Например, обелиск, посвященный Кутузову: он возведен на возвышенности, с которой Михаил Илларионович руководил судьбоносным сражением. Спасо-Бородинский женский монастырь: история этого памятника на Бородинском поле связана с именем еще одного павшего героя Отечественной войны – генерала Тучкова. Высота Рубо, с которой знаменитый живописец писал панораму Бородинского сражения. Монумент погибшим солдатам Великой армии Наполеона... И это – не говоря уже о памятниках, посвященных сражениям 1941 года, когда Бородино превратилось в один из последних рубежей обороны на подступах к Москве.

Обелиски на территории музея-заповедника Бородино

Всего один день, а сколько впечатлений и фотографий! Плюс масса материалов для школьного доклада, за который сложно будет поставить что-то ниже пятерки. Все это при максимальном комфорте и в абсолютной безопасности – девять эйр-бэгов и систему динамической стабилизации (ESP) еще никто не отменял. На другой чаше весов порядка 15 литров бензина, потраченных на поездку туда и обратно, – то есть всего около 600 рублей. И кто говорил, что путешествие должно быть долгим, многодневным и утомительным? Миф развенчан.


"Вокруг Света" специально для ŠKODA FAMILY